
Альянс психолога и клиента.
Психолог — это не волшебник, который даст четкие указания что делать, и все ваши страдания пройдут. Половина успеха зависит от клиента. Психолог и клиент создают некий альянс, в котором оба прикладывают усилия для достижения общий цели. Опять же, терапевт не может никак знать, как для клиента лучше, только сам клиент это знает. А ведь бывает у некоторых клиентов такое: «хожу я к этому психологу, а толку никакого, никаких изменений, перестану ходить, плохой специалист, да и вообще вся эта психология чушь».
Существует несколько вариантов, почему в этой ситуации клиент не видит результатов.
Ну, во-первых, банальное обесценивание. Да, так часто бывает, что человек не хочет отмечать и присваивать те изменения, которые были достигнуты. Напомню, что терапия (в данном случае я говорю о гештальт-подходе или других гуманистических подходах) — это процесс ,ох, какой небыстрый. Что, кстати, некоторых людей, тоже отпугивает, так как всем хочется быстрого классного результата. Поэтому, маленькие шажочки часто остаются не только без внимания, так и вообще не учитываются как результат. А еще, новые изменения могут пугать или вообще не удовлетворять клиента по-началу.
Да, правда, терапевт может не подходить. Ведь основной инструмент психолога— это его личность (про это расскажу еще позже чуть подробнее), ну, а если клиенту не нравится личность психолога, его взгляды или подход, в котором он работает (например, далеко не всем подходит провокативный метод), то и незачем себя мучить и продолжать ходить к нему.
Но, я хочу уделить больше внимания другой причине — отсутствие вклада в работу самого клиента. Напоминаю, что половина успеха терапии зависит от клиента. Если клиент не хочет или не может по каким-либо причинам работать над собой, то и результата не будет. Он не то что будет скудный, его вообще не будет. Представьте, что вы записались на уроки по рисованию. Вот вы сидите целый час (или больше) перед чистым холстом, преподаватель очень долго и усердно объясняет правила светотени, про точки схода, горизонт, оси и тд. Вы слушаете, но ничего не делаете. Да, вы его очень внимательно слушаете, но холст все еще белый. Какой результат от этих уроков? (Это конечно очень грубое сравнение, потому что психология это все-таки не услуга, но зато на этом примере весьма понятно, что я хочу донести).
Отнюдь, не от вредности клиент не хочет работать. Бывает так, что клиент думает, что готов разобрать тот ужасный эпизод из детства, но бессознательное его совсем не готово. И тогда будут включаться всевозможные защиты.
«И психолог дурак, и метод мне не подходит, и все нудно и медленно — я пошел».
Ну и бывает действительно такое, что клиент думает, что он может просто сидеть целый час на месте, а психолог попляшет вокруг него и все страдания уйдут.
Нет, увы, придется трудиться и потеть.
А еще совершать очень страшное действие — присваивать результат.
Вернемся к тому, что является инструментом психолога. Да, терапевт может знать весьма большое количество теории, и разных методов, и разных упражнений, тестов и тд и тп. Но все-таки, большую роль в его умении быть психологом является его личность, его опыт. Довольно часто вижу запросы, когда клиенты хотят найти терапевта, который проживал то же самое, в чем заключается запрос клиента. И это не какая-то дурацкая прихоть, ведь действительно, с человеком, который имеет такой же опыт, легче делиться произошедшим, возникает больше доверия к его словам. Жизненный опыт терапевта дает устойчивость ему в тех или иных темах (запросах). Поэтому каждый психолог уникален, и вы обязательно найдете своего специалиста и сможете ему довериться. Про доверие…
Слышали ли вы или может даже сами думали о том, чтобы походить сразу к двум психологам? Нет, ну а что, один будет под своим углом смотреть на ситуацию, а другой под другим, так и дело быстрее пойдёт. НЕТ. Так делать категорически запрещается. Описанное, является сопротивлением. Причем очень сильным. Вы не добьетесь результата в два раза лучше и быстрее, результата вообще не будет, в лучшем случае, или он будет весьма, весьма сомнительным.
Я уже говорила что психолог и клиент это альянс, и что психология это не услуга. Так вот, это еще один вид межличностных отношений. Это не дружба, не любовь, и не детско-родительские отношения, да, но это все еще отношения. Такого не бывает с врачом гастроэнтерологом, или сантехником. Вы приходите и рассказываете, по-началу, незнакомому человеку самые свои страшные престрашные страхи, травмы, горести и страдания. И психолог, так же как вы выбрали его, выбирает вас (кстати бывает такое, что терапевты отказываются от клиентов, на что, безусловно, имею право) и выбирает быть с вами, сопровождать вас и помогать вам.
Не стоит изменять своему терапевту. И если уж вы решили уйти к другому, то завершите эти отношения, прежде чем уходить, не бросайте по смс-ке или телефону вашего психолога, он тоже человек и имеет право знать, почему же вы все таки решили уйти.
Напоследок хотелось бы процитировать психолога Кочюнас Р.:
«Иногда думают, что каждый раз клиент должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. В действительности же он должен уйти от консультанта более самоуверенным, однако с болезненным пониманием, что следует что-то менять в себе и своей жизни. Консультант обязан не сколько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования».